«РТК» подвели к банкротству. Жители деревень на реке Печора рискуют остаться без водного сообщения

  • Юлия Куликова

Налоговая служба заблокировала счета «Региональной транспортной компании», осуществляющей водные пассажирские перевозки в труднодоступные районы Республики Коми, угрожая инициировать процедуру банкротства предприятия. В зоне риска - десятки поселений на реке Печора, которые могут остаться без доступного сообщения в 2020 году

В начале декабря 2019 года налоговая служба Республики Коми заблокировала счета ООО «РТК» и установила двухнедельный срок на их оплату до момента подачи иска о банкротстве, сообщил директор транспортной компании Игорь Зубарев. Согласно информации в базе Федеральной службы судебных приставов, перевозчик задолжал 520 тыс. рублей обязательных платежей в казну.

«РТК» - на 100% госкомпания, созданная в 2011 году. Через АО «Корпорация по развитию Республики Коми» она принадлежит региональному Минимуществу. Перевозчик терпит финансовые потери уже несколько лет. Согласно СПАРК, в 2018 году убыток предприятия составил 10 млн. рублей.

Компания осуществляет транспортные перевозки по реке Печора в летнее время по маршрутам Усть-Цильма-Ёрмица, а также из Печоры в город Вуктыл и деревню Чаркабож. На балансе предприятия пять речных судов, которые работают также на городских переправах, таких как Печора - Озерный и Вуктыл - Кузидбож. Согласно информации в открытых источниках, у «РТК» есть договор на организацию речных перевозок в Усть-Цилемском районе до конца 2020 года. 

На краю света

Село Ёрмица вблизи Печорской губы Баренцева моря - конечная станция катера «Вангыр». Три раза в неделю он приходит сюда из Усть-Цильмы и забирает пассажиров из восьми поселений на реке Печора. Судно, рассчитанное на две дюжины мест, преодолевает расстояние в 220 километров около одиннадцати часов. Способ не самый быстрый, но наиболее дешевый - 1800 рублей за взрослого, 950 - льготный. Альтернатива - вертолет, который также прилетает трижды в неделю, но обходится уже в 3 тыс. рублей.

Со времен банкротства в начале 2000-х совхоза «Новый бор», обеспечивавшего мясом воркутинских шахтеров, в Ёрмице царит безработица. Немногие из трех сотен местных жителей могут себе позволить, например, посетить городскую поликлинику или паспортный стол. Как рассказывает местная жительница Наталья Новикова, доходит до смешного: чтобы встать на учет по безработице и получить пособие в тысячу рублей необходимо потратить в три-четыре раза больше.

— А зимний транспорт – автобуса нет! Когда зимник откроют есть автобус от Нового Бора (30 км от Ёрмицы - прим.). Туда попадай как хочешь! Либо на снегоходе, либо ещё на какой-нибудь машине. Вот я, например, как женщина одинокая, если у меня брата нету дома, меня увезти никому. А одиноких женщин, вдов у нас полдеревни, - говорит Наталья.

Основные путешествия стараются проделывать летом. Бывает и ажиотаж, например, во время фестиваля Усть-Цилемская горка, который проходит ежегодно в районном центре.

— Не можешь по три рейса попасть на катер. Если ещё погода нелётная, шторм, то вообще не уедешь. А если у тебя билеты по интернету куплены, например, на поезд, то можно остаться ни с чем, так как до ближайшей станции Ираель нужно добраться почти двое суток, - отмечает Наталья Новикова.

Иногда на помощь приходят нелегальные частные извозчики на более мелких судах. Бывший полицейский и ныне бизнесмен Константин Чуркин, владеющий скоростной 12-местной лодкой «Мираж», уже больше десяти лет составляет конкуренцию «РТК». Согласно картотеке арбитражных дел, штраф за транспортировку людей без разрешения предпринимателю выписывали еще в 2013 году, когда патрульные ГИМС после окончания навигации остановили его судно с девятью пассажирами на борту.

— Еще десятилетие назад из Усть-Цильмы в Нарьян-Мар ходили две «Ракеты», две «Зари», теплоход и шесть частных извозчиков. Я купил второй катер, потому что не справлялся с одним. Потом «Ракета» и теплоходы перестали ходить, частники стали разваливаться, - вспоминает Константин Чуркин.

В октябре 2019 года бизнесмен, наконец, получил лицензию от Северного управления Государственного морского и речного надзора на один из двух своих катеров. Правда, больших перспектив в транспортном деле не видит.

— В самом начале у меня покупали билеты целыми семьями, чтобы отвезти ребенка к бабушке. Сейчас спрашивают: а ребенка с вами можно одного отправить?

— Я в этом году полнавигации проездил полупустым. Люди нигде не работают, молодежь уезжает учиться и больше не возвращается, пенсионеры на свою скудную пенсию поездить не могут, - добавил Константин Чуркин.

Доходы выпали из кассы

Нелегальные перевозчики - одна причин финансовых трудностей «РТК», считает директор компании Игорь Зубарев. Он вспоминает борьбу с нелегалами на переправе Печора-Озерный:

— Портконтроль, прокуратура, транспортная прокуратура, прокуратура севера запада - за полтора года своей работы я обошел все инстанции с криком о том, что у нас ситуация будет очень плохая если мы этих перевозчиков не уберем с реки. Что сделали перевозчики за эти полтора года? Они все легализовались. И я в этом году на эту переправу не пошел, я там уже лишний, - поделился директор «РТК».

Основная же причина нестабильной ситуации транспортной компании - невыплата так называемых выпадающих доходов. Это сумма, которую государство возвращает транспортному предприятию за сохранение социальных тарифов за проезд. С февраля 2019 года «РТК» подала два иска к администрации Печоры на общую сумму 27 млн рублей с требованием оплатить работы на паромной переправе через реку из города до поселка Озерный в 2016 и 2017 годах.

Республиканский арбитражный суд назначил на 27 января 2020 года очередное слушание по делу о возмещении убытков перевозчика. Надежда на восстановление дел у «РТК» есть. Компания уже выигрывала дела о возмещении выпадающих доходов - в сентябре таким же образом она получила 4,6 млн рублей от администрации Вуктыла за работу в 2016 году на переправе в районе местечка Кузидбож на 1164 километре реки Печора.

Фото: Валентин Беликов 

Интернет-проект о культуре, истории и экономике Республики Коми.