«Все наши иконы попадают в РПЦ». Настоятель общины староверов из Коми о контрабанде церковных ценностей, чиновниках и древних обрядах
Перед началом интервью отец Алексей Носов просит не фотографировать иконы в храме - как только произведения искусства появляются в интернете «в селе заводят новое уголовное дело». Это настоятель общины староверов Усть-Цильмы — таежного села в Республике Коми, куда триста лет назад от властей бежали религиозные оппозиционеры и до сих пор сохраняются обряды «аутентичной» православной церкви.
Справка. Старообрядцы отсчитывают свою историю с Крещения Руси. Реформы патриарха Никона в 1653 году, включавшие редактирование текстов Священного писания и смену двоеперстного крестного знамения на троеперстие, вызвали раскол среди священнослужителей. Самые известные раскольники от церкви, агитировавшие за сохранение старой веры и впоследствии казненные властями - протопоп Аввакум и его сподвижница боярыня Феодосия Морозова.
Отец Алексей, в Петербурге есть красивый староверческий храм на Тверской улице. Он огорожен забором, внутрь не попасть. Почему так?
Там звоночек есть. Скажите, что вам надо, там ответят. Желающих войти по делу и не по делу много, а храм надо беречь. Святыни очень много древней, за всем не углядишь. У нас с этим дело проще, потому что гостей мало, в основном местные.
Недавно в одном из городов освещали молитвенный дом. Предлагали сделать охрану, но они отказались, мол, у нас тут все свои. Уволокли иконы все! Сейчас уже ничего не найдешь. Самая беда, что нет качественных фотографий своих икон. Канонически мы это сделать не можем, только общими снимками. Доказать невозможно, что это именно наша, если их находят на таможне. Нужен хотя бы паспорт на икону с размерами.
Практически все наши иконы попадают в РПЦ.
Они заказчики?
Нет, ни в коем случае. Но просто отдают им. Взять, например, таможню на Белоруссию в Бресте. Таможенники если что-то поймают, будут кого-то в России искать? Они в свой храм отдадут и все. А нам доказывать, что у нас что-то украли, у нас уголовные дела открытые. Бывает, что одинаковых икон много.
Ваш храм тоже сталкивался с преступниками?
Да, сейчас и охрана есть, но все равно есть желающие. Как-то раз, еще до освещения этого храма, у нас из молитвенного дома унесли складень 17 века. У нас тогда еще на втором этаже не было сигнализации. Вор шел под заказ, у него уже был куплен билет отсюда на самолет. Когда его задержали у него уже икон тех не было на руках, то есть заказчик где-то их взял уже. Он отсидел, сколько-то выплатил денег, а складень ушел.
Храм Николы Чудотворца Древлеправославной Поморской церкви (ДПЦ) в Усть-Цильме построен в 2012 году на деньги прихожан и спонсоров, в числе которых «Лукойл», Комиэнерго, депутаты госсовета республики, оконная фирма «Тайбала», меценат Вальтер Фот и бывший замглавы региона Иван Поздеев. Фото: Валентин Беликов.
«Зырянская троица» тоже считается дораскольной иконой?
Я ее не видел. Это Стефан Пермский написал в 14 веке. Единственное скажу, почти все, что было до реформ Никона во времена раскола было уничтожено. РПЦ все предала проклятию, потому что те иконы были с двоеперстием.
У меня младшая дочь Анастасия учится на реставратора, здесь работы очень много, все на ее плечи ляжет. Она уже здесь одну икону 18 века отреставрировала. Автора невозможно установить, но скорее всего ее писали здесь. Брали химические анализы — охра, присутствие меди и никеля. Больше нигде в России не встречаются вместе эти элементы, только в верховьях Пижмы.
Это до четверга (обращается к вошедшему в храм мужчине и вручает ему купюру — прим.).
Спонсируете прихожан?
Это не прихожане, это больные, пенсионеры, иногда заходят, бывает, не хватает на житье. Помогаем немножко.
А вам кто помогает?
Кто побогаче приносит сюда, кто победнее — мы отдаем им. Это испокон веков так в церкви было.
В РПЦ тоже так принято?
Я не знаю, не могу сказать. Единственное, что знаю, есть в Сыктывкаре храм Стефана Пермского. Там хотел человек творить милостыню (активист Илья Костин, основатель проекта помощи бездомным «Сытый гражданин» - прим.), кормить нищих, бомжей, но ему на территории своей не разрешили этого делать. Он это творит через дорогу. Может, не хотели, чтобы люди такие заходили в церковь.
Потому что они некрещеные?
При чем тут это, в церковь можно приходить всем. Иначе как человека к вере привести, если ты его в церковь даже не запускаешь. Проповедь сейчас как таковая запрещена, потому что говорить, что я правый, а все остальные — нет, является экстремизмом. Также католики в свое время вели инквизицию на всех, кто инакомыслие имел.
Сколько у вас прихожан?
Есть прихожане, есть захожане, у меня на исповеди стоит порядка 500 человек. Сейчас коронавирус, полхрама пустые, человек 30-40 придет.
В селе 5 тыс. человек, из них пожилое население почти все верует. Крестят по 100 человек в год. Взрослых тоже много крестятся, принимают веру старую.
А сколько прихожан в храме РПЦ?
Без понятия. Мы в хороших отношениях с их священником Виталием, негатива никогда не было. Как они там живут, как молятся — их дело. Это их устав и они за это сами будут отвечать перед господом Богом. Мы соблюдаем все правила РПЦ до ее раскола. А что касается других вер, то для нас что РПЦ, что католики, что протестанты, что мусульмане — все равно. Человек либо крещен в нашей вере, либо нет.
Отличаются ли таинства у староверов?
У нас всегда три погружения при крещении. Никакого поливания и крапления не должно быть. Если тебя не погружали три раза — ты являешься некрещеным. Вся Русь была так крещена, но в петровские времена здесь было очень много иностранцев на службе, которые не хотели перед попом раздеваться. Заменили краплением.
Почему мы с РПЦ отношений не имеем — они для нас в общей массе все некрещеные.
Отпевание тоже отличается. У РПЦ много сокращенного. У нас служба идет порядка полутора часов. В храме мы отпеваем только служителей или покаявшихся, кто был на исповеди. Кто на исповеди не был, их в храм не приносят вообще. До погребения над его телом ничего не поется. Единственное, крестная мать или жена могут молиться, а больше никаких служб.
У вас скамейки как у католиков. Можно сидеть во время службы?
У нас никогда не запрещалось сидеть. Человек, если устал и будет стоять и думать все время, когда же наконец служба закончится, такая молитва никуда не годится. Единственное, что нельзя сидеть на Священном Писании, когда чтутся экса-псалмы. Но кто-то и на эти службы не может стоять, тогда они сидят сзади.
Кроме того, лавки упорядочивают прихожан в церкви. Все стоят рядами, как ангелы перед господом Богом, как военные на параде. Не так, что каждый молится где и как хочет. Если кланяются — то все кланяются. Не так, что один сейчас поклонился, потом другой, третий увидел что-то и разброд такой.
А для чего салфетки на скамейках?
Это подручники, чтобы на них опираться при поклонах. Лавочки руками трогать нельзя, потому что мы здесь сидим. У кого здоровье позволяет — тот в землю кланяется. Бывают такие службы как Мариино стояние, когда нужно тысячу поклонов за службу сделать, поэтому кто кланяется в землю, а кто-то опирается на стульчик.
Знаю, какие-то обряды у староверов можно проводить без попа.
С моего благословения старицы проводят обряды в деревнях, куда я не могу добраться. К примеру, в деревне Филиппово Наталья Федоровна руководит службами.
Нужды ради это разрешено делать, дабы человек не умер некрещеным, без покаяния. Если хочет что-то высказать перед смертью, чтобы это не ушло с ним на небо. Это может любой простец сделать, потому что спасение души важнее всякого священства.
А пост проходит в те же даты, что и в РПЦ?
Это у них проходит в те же даты, что у нас. Потому что мы все-таки - старая вера. То, что было до раскола. Это они оставили, хотя они много чего изменили: отменили земные поклоны, то есть человек уже себя не трудит.
Пост — это не то, что в рот заходит, а то, что изо рта выходит. Если из тебя льется одна грязь, одно осуждение, маты и поганые слова, тебе пост не поможет как таковой. Пост — это лекарство для души. Дается время человеку избавиться от какой-то пагубной вещи, пристрастия. Лучшего времени не найти. Потом что толку, что ты не ел сколько-то дней — потом все равно стал есть. А ты скажи, что ты за это время избавился, допустим, от клятвы, сквернословия. От того же пьянства беспробудного, которое в нашей стране идет. Как написано на конце веков винное царство будет — так оно и есть.
Раньше до раскола были пьяные тюрьмы. Человек, если не мог себя вести адекватно, его на хлеб и воду — и в подвал, в монастырь посадят на пару недель, он понимает, что если еще раз так напьется, может еще дольше там просидеть. И все, человек уже приходил в чувства. Все-таки государство беспокоилось о состоянии народа. С Петра I уже все это было отменено.
На фотографиях многие староверы имеют закрытую позу. Почему так?
Это значит, что ты себя держишь в руках. Бог внутри нас, мы сами себя держим.
Мне рассказывали другую версию — что вы диссиденты и держитесь в стороне от другого мира.
Что значит диссиденты? Взять, например, Митрополита Филиппа - его Иван Грозный казнил, что он диссидент был? Много святых в мирное время пострадали. Церковь никогда никого не гнала, а нас всегда. Ушли в скит за тридевять земель и все равно нас нашли. Христос нам дает силу, чтобы показать людям, что гнать никого не надо, любить надо друг друга.
Справка. Священник Русской церкви и писатель Аввакум Петров за религиозную деятельность в 1667 году сослан в Пустозерск — сегодня уже исчезнувший город на реке Печора в Ненецком автономном округе. Там он 14 лет просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме, продолжая проповедовать старую веру и рассылать послания. После критики царя Алексея Михайловича в одном из писем Аввакума вместе с соратниками сожгли в срубе.
Правда ли, что крест в честь 400-летия протопопа Аввакума в Усть-Цильме установили без вашего ведома?
Администрация у меня спрашивала, какой памятный знак лучше сделать. Я дал идею поставить хороший резной крест, потому что миллионы мы не потянем, нам никто эти деньги не даст. Они сказали, что хорошо, мы позвоним в Сыктывкар, там взяли к сведению, а что было дальше я не знаю. Я только узнал, когда крест по сути дела был установлен здесь. Я хотел, чтобы его установили на въезде, на дороге, которая ведет к переправе и дальше «в Россию».
Дорога тяжелая неасфальтированная, погодные условия разные, бывает, что и паромной переправы нет. Чтобы люди могли молитву сотворя ехать. С Богом дорога легче будет.
Но администрация установила со стороны реки, где шел тракт, по которому протопопа Аввакума вели в ссылку. С исторической точки зрения оно может и правильно, но я был не согласен до последнего.
Но с другой стороны, 400-летие протопопа Аввакума уже прошло, потому что раньше был юлианский календарь, а сейчас григорианский - там разница 8 лет. И как раз мы, в 2012 году, сами того не зная, отпраздновали эту дату очень хорошо!
Тогда были изготовлены памятные часовни в Пустозерске. Приезжали староверы из России, Прибалтики, Украины, Казахстана, Польши. Совершили крестный ход с Нарьян-Мара до Пустозерска. Аввакум у нас здесь тоже был в Усть-Цильме три дня, потом они подводами ушли на Север. Получается, на его юбилей наш храм освятили тоже.
В сентябре 2020 года планируют крестный ход в Пустозерск. Единственное, это с подачи сверху идет. В церкви это допускается — и апостолы Петр и Павел ссорились для истины. Но то что сверху идет, мы особо принимать не должны, потому что власть одной рукой берет, другой забирает. Лучше пусть ничего не дает, просто даст спокойно жить. А то то пожарные, то прокуратура, то полиция, придут.
Вы участвуете в выборах, политической жизни?
Раньше ходил, сейчас не успеваю, потом смысла уже нет. Церковь вне политики, власть от Бога. Пришел — пришел, стоит- стоит. Вынесли вперед ногами из Кремля — значит слава Богу, другой пришел.
Светская жизнь у староверов отличается?
В принципе ничем уже не отличается, все в компьютерах, в телевизорах. Я телевизор не смотрю, вранье показывают. Смотришь, что там говорят, потом смотришь какая жизнь — не совпадает. Все лучше не расстраиваться.
Фото: Валентин Беликов для komiproject.ru.