Своя в доску. Генеалог из Москвы маркирует старинные дома в таежном селе

  • Юлия Куликова
Татьяна Вокуева, председатель московского представительства межрегионального общественного движения «Русь Печорская»

Приполярная Усть-Цильма не вошла в статусный туристический реестр «Самые красивые деревни России» из-за появившейся тут «Пятерочки». Активист и генеалог Татьяна Вокуева супермаркет старается не посещать и ищет способы сохранить архитектуру древнего села.

Новгородцы в Коми

У ярко-желтого дома на набережной Усть-Цильмы нас встречает автомобиль с московскими номерами. Председатель столичного филиала общественного движения «Русь Печорская» Татьяна Вокуева приезжает в древнее село каждый год с открытием речных переправ. Она называет себя истинной устьцилёмкой, хоть и жила здесь всего восемь лет подростком.

Усть-Цильма находится в Республике Коми. Это одно из старейших сел европейского Севера. Основано в 1542 году новгородцем Иваном Ласткой, которому царь выделил земли на реке Печора. Летом вода становится основным средством передвижения для жителей деревень в радиусе 300 км. До большой земли можно добраться на автомобиле через паромную переправу и авиасообщением: из Архангельска и Сыктывкара летают двухмоторные самолеты L 410. Ближайшая железнодорожная станция находится в 220 км.

В 1990 году выходцами из села было создано общественное движение «Русь Печорская». Необходимость создания подобного общества объяснили тем, что в районе сформировалась своеобразная этнографическая группа русского народа «устьцилёмы». Они обладают особым говором, специфическими чертами культуры и быта.

Одно из зданий проекта ‎‎«‎Родовой дом»‎ в Усть-Цильме

Это единственная точка в России, где сохранился древний обрядовый праздник «горка», пришедший в тайгу вместе с новгородцами. На нем в архаичных хороводах и запеваниях отдаются почести предкам, чествуется середина года.

— У устьцилёмы есть традиция — вернуться на Родину, они очень связаны с ней корнями. Усть-Цилемская горка — это старинный праздник из Великого Новгорода, который сохранился лишь на Севере. Он не имеет отношения к культуре коми. В самом Новгороде, к сожалению, из-за войн и других проблем не сохранилась эта традиция, — рассказал Максим Пашинин, председатель правления «Культурно-паломнического центра им. протопопа Аввакума».

Село Усть-Цильма в Республике Коми основано в 1542 году новгородцем Иваном Ласткой

Усть-Цильма Республики Коми, фото: Валентин Беликов, komiproject.ru

Из рода Анфима

В 2004 году Татьяна Вокуева решила собрать всех своих родственников, чьи предки родились в Усть-Цильме и наконец-то с ними познакомиться. Встретились в желтом доме, построенном в 1897 году двумя сыновьями оленевода Анфима — с него начался род Анхиных, к которому относится Татьяна.

— Родовые названия у усть-цилёмов не соответствуют реальным фамилиям. Представляются обычно так: я из рода Анхиных по фамилии Дуркины. Однофамильцев очень много: Носовы, Чупровы, поэтому в Усть-Цильме всегда говорили: ты фамилию мне не сказывай, скажись чьих будешь? Какого роду? Так называемая уличная фамилия всегда была важнее, чем имя в паспорте, — говорит Татьяна Вокуева.

Первый генеалогический сход увековечили мраморной табличкой с названием рода и годом постройки дома.

— Я провела встречу, и ко мне подошли другие жители. Сказали, что хотели бы такое же мероприятие организовать для своей семьи. С тех пор мы каждый год проводим по одной такой встрече. Люди годами к ней готовятся: собирают адреса родственников, фотоальбомы, согласовывают отпуска. На родовые встречи приезжали из США, Германии, с Камчатки, даже те, кто родился не в Усть-Цильме. Многие понятия не имеют, что у них существует такой дом от прадедов, многие ветви друг друга не знают, — продолжает Татьяна.

Генеалог и основатель проекта ‎«Родовой дом»‎ Татьяна Вокуева

Проект получил название «Родовой дом», а Татьяна превратилась из активиста в официальное лицо — в 2005 году она вошла в состав «Руси Печорской», возглавив отделение в Москве. Спустя год родовые встречи сделали частью празднования «горки», а в 2019 году проект включили в список «Семь чудес Усть-Цилемского района».

Перед встречей жители приводят в порядок дом, собирают информацию, чем в роду занимались: кто былины пел, кто по дереву мастерил, кто одежду шил.

— Я прошу записывать все это. В архиве дату рождения можно найти, но человек становится «живым» только когда о нем сохраняется какая-то дополнительная информация,— говорит Татьяна.

В архиве дату рождения можно найти, но человек становится «живым» только когда о нем сохраняется какая-то дополнительная информация: чем увлекался, кем работал, какой характер был

Таблички заказывают сами родственники, а Татьяна готовит паспорт дома, куда вписывает фамилии и историю рода. Все паспорта домов архивируются в местном музее. 

Усть-Цильма Республики КомиРога на крыше дома информируют, что здесь когда-то жил оленевод. Фото: Валентин Беликов. 

Один из домов проекта «Родовой дом» в Усть-Цильме

Торговля вмешалась

В 2017 году общественники предложили включить таежное село в туристический реестр самых красивых деревень России. Усть-Цильма не прошла: слишком много жителей для деревни, а посреди села развиваются сетевые магазины «Пятерочка» и «Магнит».

— Мы не против такого рода магазинов, но они строятся без учета архитектуры местности. Это яркие коробки: красные, оранжевые, которые появляются рядом с церквями и старинными домами. Выглядит нелепо. Есть два пути: либо супермаркет ставить где-то сзади, чтобы не было видно, либо сделать также, как «Пятерочка» поступила в Суздале. Их попросили свести к минимуму красный цвет и сейчас там превалирует серый. Таким образом, магазин проявил свое уважение к городу. Во многих странах происходит адаптация магазинов, банков под историческую местность. Они стараются рекламу делать более сдержанную, учитывают не только свои интересы, - подтвердил Александр Мерзлов, президент ассоциации «Самые красивые деревни и городки России».

Супермаркет внес коррективы в исторический облик Усть-Цильмы

Активисты подготовили документы на включение в список только центральной части Усть-Цильмы, без супермаркетов. Приезду комиссии туристической ассоциации пока мешают внешние факторы: то арест главы местной администрации, то коронавирус.

Пандемия повлияла и на Усть-Цилемскую горку, которая ежегодно привлекает сотни туристов и этнографов со всего мира. В 2020 году ее отменили по решению властей. Праздник, впрочем, состоялся в узком кругу. На берегу Печоры собрались около 50 человек: приехали гости из Кирова, Москвы, Нарьян-Мара. Водили хороводы, пели песни.

— Почти 500 лет здесь народ водит «Горку». Кто захотел, по велению души, тот и пришёл. Праздник-то — народный! - добавила Татьяна.

Фото: Валентин Беликов.

Интернет-проект о культуре, истории и экономике Республики Коми.