«Как они ошибаются!». Упрямство и нищета легендарного коми писателя

  • Татьяна Павлова

Каллистрат Жаков – писатель-нонконформист и легенда коми литературы начала XX века, который так и не нашел своего места в мире. Рассказываем, как созданная им философия лимитизма довела автора до крайней нищеты и смерти в эмиграции.

Атеист в семинарии

Каллистрат Жаков окончил два класса сельской школы и уездное училище. Не умел правильно ставить ударения, с трудом решал математические задачки. Зато упорства и трудолюбия было не занимать.

— Ты зырянин что ли? Так говоришь, коверкаешь все слова? – спросили его экзаменаторы, когда в 15 лет Жаков отправился поступать в учительскую семинарию под Вологдой из родной деревни Давпон (сегодня часть Сыктывкара).

Спустя три года — в 1884 году — он блестяще ее окончил, но преподавать так и не смог. По всей области был разослан циркуляр о запрещении Каллистрату Жакову и ещё двум его товарищам по семинарии вести педагогическую деятельность.

Атеист, не признающий бога, не может быть сельским учителем. Но может быть чернорабочим на заводе.

Жаков умел работать руками — крепкий и выносливый он взял лучшее от своих родителей-крестьян. Много лет спустя врач скажет ему, что если бы не его здоровье, болезни гораздо раньше свели бы его в могилу. После недолгого периода работы на заводе, а потом в должности писаря в селе Корткерос, Жаков снова идет учиться – немецкому языку. Окончив курс, он без денег и покровителей отправляется в Петербург.

О, какие перспективы для Каллистрата рисовали друзья из провинции. Можно стать чиновником, найти место потеплее, статус получить. Зарабатывать и кормить семью. Но Жаков не оправдал надежд.

Поступив в Лесной институт, он в какой-то момент почувствовал, что преподаватели не могут дать ему то, что он ищет. Жаков бросает учёбу и сбегает в монастырь под Вологдой, чтобы стать священником.

Там он молился перед иконами, благоговел перед священниками и говорил послушникам, что человек произошёл от обезьяны. Он не считал нужным подстраиваться. Впрочем, это было вполне в его характере. Не скрывать взглядов, какими бы революционными они ни были. Общаться с людьми какими бы «неблагонадёжными» власть их ни считала.

В 1891 году Жаков сбегает из монастыря и в тот же год впервые женится — в Вологде он обвенчался с Анной Шепелевой.

Политическое дело

Во времена студенчества в Лесном институте Жаков жил вместе с юношей, которого потом закроют по политическому делу. Каллистрат шёл в деле по касательной, но сдавать факты и людей, чтобы выйти сухим не желал. И если раньше, не имея права преподавать в школе, он зарабатывал репетиторством, то после дела на него повесили ярлык «неблагонадёжный» и запретили даже это. Жакову на 6 лет запрещают покидать Вологду.

Долго ему пришлось обивать пороги, чтобы выбраться из провинции. Он несколько сотен раз подавал прошение о том, чтобы вернуть себе свободу и отправиться в Киев на обучение. Чиновник, с которым он имел дело, признался, что даже завидует его характеру.

В 35 лет Жаков вновь стал студентом. В Киеве он сделал выбор в пользу филологии. Много писал, сочинял стихи. В 1899 году переводится с третьего курса историко-филологического факультета на точно такой же курс в Петербурге. Начинается его столичный период жизни. 

— Подвизаясь среди филологов Петербургского университета, я часто вспоминал со вздохом о Киевском университете. Классики давили меня, а классицизм — та область, которою я менее всего интересовался в жизни. Если бы не постоянство и выдержка, конечно, убежал бы я куда-нибудь от них. Жизнь в Киеве была раем по сравнению с этим. Я хотел утешиться научной деятельностью, но тут увидел, что профессора петербургские и порядки их — совсем не похожи на киевских. Там больше было семейственности, здесь встретил я формализм, — пишет Жаков в автобиографии «Сквозь строй жизни».

В 1904 году издает философскую книгу «Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания», где формулирует свою философскую теорию лимитизма.

— Несмотря на большую враждебность со стороны философов, мне удалось прочесть реферат в философском обществе. И тут после всех возражений ученых убедился я, что система моя правильна, что доводы неотразимы, и с большим жаром принялся я развивать «лимитизм», — вспоминал Каллистрат Жаков.

Позже выходят сборники рассказов «На севере в поисках Пама Бурморта», «Из жизни и фантазии», которые имелись в личной библиотеке Льва Толстого в Ясной Поляне.

Вплоть до 1917 года Каллистрат остаётся в Петербурге, и вся его жизнь связана с преподаванием. С теплом он вспоминает своих коллег, но подчеркивает, что их жизненная позиция была ему не близка. Сидеть на одном месте, повторяя один и тот же материал из года в год, жаловаться, что платят мало, а дети утомляют — во всём этом видел Жаков скуку. Бороться — за знания, права зырян, сохранение языка, за свободу студентов, — вот что было для него важным.

Дружба с Горьким 

В начале XX века Владимир Бехтерев задумывает открыть учебное заведение. Особый центр с новаторским подходом к целостному изучению человека и совершенно иными правилами приёма. В учреждённый в 1907 году Психоневрологический институт принимали и мужчин, и женщин, имеющих аттестат об окончании средних учебных заведений, без различий национальности и вероисповедания. Не требовали справку о благонадёжности, а малоимущим предоставляли возможность учиться бесплатно.

Здесь преподавали физиолог Николай Введенский, ботаник Владимир Комаров, зоопсихолог Владимир Вагнер, лингвисты Лев Щерба и Иван Бодуэн-де-Куртенэ, анатом Петр Лесгафт.

Именно там вплоть до 1917 года Жаков будет преподавать и заведовать студенческими делами. Он организовывал и вел кружки: историко-философский, по теории познания, всемирной сказки и кружок шахматистов. В 1915 году организовывает литературное утро с участием Максима Горького, Ильи Репина и других известных писателей и художников того времени.

Между Горьким и Жаковым установились дружеские отношения.

Завершив эпическую поэму «Биармия» Жаков первым делом отправляет ее Горькому. Этот экземпляр рукописи до сих пор хранится в личном архиве Горького при Институте мировой литературы РАН.

Жаков собирал средства для политических заключённых. За свои взгляды, излишнюю свободу, которую он предоставлял студентам, его осуждали коллеги, а правоохранительные органы взяли на карандаш.

В особом журнале Совета Министров от 2 июля 1913 года зафиксировано: «...состоявшихся в 1912 и 1913 годах на квартире заведующего студенческими делами института профессора Жакова систематических собраниях учащейся молодёжи из разных учебных заведений столицы для чтения якобы научных лекций, но на деле — для обсуждения политического свойства вопросов...». 

Жаков действительно принимал у себя в квартире студентов. Предоставлял землякам коми собственную богатую библиотеку для изучения финно-угорских народов. Устраивал философские семинары, диспуты, которые в разное время посещали Виктор Шкловский, Алексей Чапыгин, Илья Садофьев и Питирим Сорокин. В собраниях принимала участие вторая супруга Жакова — учительница русского языка Глафира Николаевская, с которой он обвенчался после кончины Анны Шепелевой. Этот брак распался незадолго до революции.

Политические взгляды писателя не были направлены против монархии. В 1905-1907 годах он состоял и даже некоторое время управлял политической партией «Демократический союз конституционалистов», которая выступала против уничтожения царской власти и провозглашения России республикой.

Письмо Ленину

В 1915 году Жакова отстранили от исполнения обязанностей заведующего студенческими делами, что вызвало возмущение студентов. Через два года, за несколько дней до Февральской революции, Психоневрологический университет закроют. Жаков вновь женится — на своей студентке Алиде Приеде — и отправится в эмиграцию, в Эстонию. 

В 1920 году Жаков написал письмо Ленину с резкой критикой политики массового насилия по отношению к народу России, которую использовали большевики после октябрьского переворота 1917 года.

Отрезок жизни Жакова с 1917 года до смерти в 1925 году можно назвать периодом мытарств. Он долгое время живёт у родителей своей жены, его бывшей студентки, потому что не может содержать семью самостоятельно. Преподавать он тоже не может. Когда ему удаётся занять место за кафедрой, он проповедует свою теорию лимитизма вместо классического курса философии.

Каллистрат Жаков и Алида Приеде

Она оказалась той самой истиной, за которой Жаков гонялся всю жизнь. Уверовав, Каллистрат со всем своим упорством и жаром пропагандировал учение, видя в нем ответы, которые, по его мнению, не могла дать ни одна современная философская теория. Вокруг Жакова и его теории образовалось два общества, появились последователи.

Он выступал на собраниях, потрясая слушателей ораторским искусством, но зарабатывал недостаточно, чтобы содержать семью. Жена ушла от него.

В небольшом городке Валке у него осталась несколько студентов, которым он преподавал коми язык.

— Я не только одинок в делах житейских, я одинок в философии, которой служу и которой живу. Я не могу прочесть ни одной страницы из книг по русской философии, чтобы не сказать с горечью: «О как они ошибаются!», — писал Жаков.

Здоровье также пошатнулось: врачи нашли у него расширение сердца, склероз сосудов, язву желудка и общую слабость нервной системы. После вскрытия обнаружится рак. В день своей смерти 20 января 1925 года он прочитал трёхчасовую лекцию.

Лейтмотивом всей жизни Каллистрата Жакова можно назвать преодоление. Трудностей познания. Несправедливости. Мнения окружающих. Он обладал невероятной жизненной силой и несгибаемым характером, которые помогли ему вырасти от простого крестьянского мальчика до петербургского профессора.

 

Поделиться статьей: 

Интернет-проект о культуре, истории и экономике Республики Коми.