«Лучше поставить пьесу, чем устроить 10 митингов». Как создатель первого театра Коми исчез в ГУЛАГе

  • Татьяна Павлова
Жизнь и творчество Виктора Савина

Агитационные стихи и спектакли-митинги сделали карьеру конторскому писарю Виктору Савину. Через заседания и съезды партии он первым протащил идею национального театра Коми, но несмотря на заслуги, не встретил старость с семьей. В 1937 году Савин получил обвинение в сепаратизме и сгинул в одном из сибирских лагерей. Рассказываем, как сложилась судьба известного северного драматурга.

Враги на бумаге

Виктор Савин родился 21 ноября 1888 года в селе Нёбдино на юге Коми. Он был старшим из восьми детей. Отец умел читать, но «по складам». Мать, как вспоминает Савин, «была совершенно темной женщиной». Окончил земское начальное училище и второклассную школу в соседнем Деревянске.

После непродолжительной работы с отцом на заготовке дров, Виктор понял, что не хочет заниматься физическим трудом и устроился волостным писарем. Он сменит ещё несколько мест, будет переезжать из одного города в другой, и его работа всегда будет связана с бумагами.

Савин женился в 19 лет зимой 1907 года и спустя четыре года отправился с семьей в Украину. Медкомиссию в армии он не прошёл — близорукость. Под южным солнцем прошла молодость Виктора Савина. Он успел выучить украинский язык, написать две небольшие пьесы и поучаствовать в любительских спектаклях.

В конце Первой мировой войны Виктор вместе с семьей перебрался из оккупированной Украины в родное Нёбдино. Ему тридцать. За спиной более десяти лет работы писарем, конторщиком и письмоводителем на разных рудниках уже бывшей империи. В полицию, где, говорили есть вакансия, устроиться не удалось. Свободное место заняли, зато Чрезвычайной комиссии (ЧК) нужен был человек для работы с бумагами. Буквально через месяц работы в ЧК Виктор пишет первое стихотворение — «Гöрд звон» (коми «Красный звон»).

В нём он призывает не отдавать «вражьим псам» (белогвардейцам и их союзникам) «свою любимую Родину и вольную жизнь».

В это время местным жителям запрещают «бесцельное шатание по улицам города, хотя бы и с пропусками». Ведётся активная работа по поимке врагов народа, о чём сообщается в газете «Зырянская жизнь»: «В местную тюрьму заключен ряд лиц, упорно не желавших работать с народом и для народа...». Виктору повезло. Он быстро освоился. Заполнял ордера на арест, подписывал пропуска, даже участвовал в аресте жены Александра Керенского и конвоировал её до лагеря в Котласе. Потихоньку поднимался по карьерной лестнице и уже в октябре 1918 года его ждал стремительный взлёт.

В годовщину Октябрьской революции между руководителями Усть-Сысольского уезда вспыхнет конфликт, который принесёт Виктору новую должность. Партийную «шапку» снимут с постов. Виктора Савина изберут председателем уездной Чрезвычайной комиссии, а также введут в редколлегию «Зырянской жизни».

Доморощенные драматурги

Савин публиковался под псевдонимом Нёбдинса Виттор (Виктор из села Небдино). В 1921 году благодаря чиновнику в Коми появилась первая постоянная театральная группа «Сыкомтевчук» (в переводе с коми «Усть-Сысольское коми театральное объединение»). Впервые у зырян появится театр, где с ними говорят на одном языке.

Виктор Савин и театральная группа «Сыкомтевчук»
Виктор Савин и театральная группа «Сыкомтевчук»

 — (труппа) Ставила спектакли каждую неделю и разъезжала по многим волостям, причем играла совершенно безвозмездно... Каждая новая пьеса с жадностью схватывалась, переписывалась и переходила из одного села в другое. Но репертуар был очень скуден и не мог удовлетворять запросы с мест. Тут выявилось самодеятельное творчество местных культурных работников: занялись переводами русских пьес, переделками их, появились и свои доморощенные драматурги, которые на скорую руку стряпали пьесы и ставили на деревенской сцене. Ставили все, что попадалось под руку. На содержание мало обращалось внимания — лишь бы устроить спектакль, а там будь что будет, — писал сам Виктор Савин о первых шагах объединения.

Ставили все, что попадалось под руку. На содержание мало обращалось внимания — лишь бы устроить спектакль, а там будь что будет

Собранная из самодеятельных актеров и участников литературного кружка актерская группа начала работу постановкой драмы «Ыджыд мыж» («Большая вина»). Как писала после премьеры «Зырянская жизнь», «это сильный психологический эпизод из жизни зырян, полный духозахватывающих моментов».

В декабре на сцене народного дома в Усть-Сысольске (сегодня Сыктывкар) начинается показ революционной драмы «Шондi петыгöн дзьорiдзь косьмiс» («На восходе солнца цветок увял»).

— Пьеса составлена так художественно, талантливо-умело, что зритель невольно переносится по ходу игры в действительную жизненную обстановку зырян… Кроме многих достоинств, пьеса еще имеет весьма ценное значение и в деле агитации. Можно с уверенностью сказать, что лучше поставить эту пьесу для малопросвещенных зырян, чем устроить десять русских митингов, — пишет неизвестный автор «Зырянской жизни» под псевдонимом «Г.А.»

Специально для труппы Виктор напишет множество пьес, которые потом будут изданы отдельными сборниками вместе со стихами и песнями. Он также будет руководить постановками и выступать в качестве актёра. В 1921 году состоялась премьера спектакля-митинга «Золотой клубок» («Зарния ёкмыль») в честь Парижской Коммуны. Написанная Савиным пьеса «Долг» («Водзӧс») рассказывала о жизни голодающих крестьян Поволжья и призывала оказать им помощь. Позднее по его инициативе создадут Коми инструктивно-передвижной профессиональный театр — будущий Академический театр драмы имени Савина, который продолжает работать в Сыктывкаре и сегодня.

Спектакль «Усть-Куломский бунт» Виктора Савина
Спектакль «Усть-Куломский бунт»

Весной 1930 года начались первые нападки на Виктора в прессе. В журнале «Ленин туйод» («Ленинским путем») была опубликована статья, в которой говорилось, что «в плен националистических идей попала почти вся коми художественная литература». В частности, «Нёбдинса Виттор является одним из признанных певцов коми трудящихся... Но, если спросить, всегда ли он в своих произведениях проводил четкую пролетарскую классовую линию, то надо прямо сказать - нет...».

«Всегда ли он в своих произведениях проводил четкую пролетарскую классовую линию, то надо прямо сказать - нет...»

Если 20-е годы были расцветом деятельности Савина, то 30-е — медленный закат. Дотошное выискивание неподходящих идей в его произведениях, неверного толкования образа крестьянина и классовой борьбы в целом. Выговоры и замечания от начальства «за отрыв от партии». Даже руководство драматического театра пеняет ему, что стал мало внимания уделять труппе. Последней каплей станет публикация пьесы «Крепость», которая рассказывала о строительстве гидростанции на речке Войвож.

Донесение прокурору по делу Виктора Савина

Согласно докладу Коми научного центра Уральского отделения РАН, на идейном содержании пьесы «уродливо сказалась общественная атмосфера 1936–1937 годов» – атмосфера «подозрительности, когда находятся вредители, враги, троцкисты». За неё драматурга вызовут в кабинет НКВД через четыре дня после публикации.

Возвращение нежелательно 

Савина арестовали 8 октября 1937 года, обвинив в участии в «контрреволюционной буржуазно-националистической организации» и проведении «борьбы за создание Коми буржуазной республики». Согласно протоколу допроса, Савин вину не признал. В июле 1938 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам заключения по 58 статье.

Савину было 50 лет, когда его отправили в лагерь «Воркутстроя» грузить уголь на баржи. Начались проблемы со здоровьем, писатель получил инвалидность. В 1942 году из Сыктывкара пришло сообщение, что возвращение Виктора Савина нежелательно.

После отбытия срока его вновь отправляют в ссылку, теперь уже в Сибирь. После долгой изнуряющей дороги его состояние ухудшилось. В июле 1943 года Виктор пишет родным: «...чувствую себя более окрепшим, возможно, скоро устроюсь на какую-либо посильную по своему состоянию здоровья работу». Через месяц Виктор, так и не оправившись от болезни, скончался в лагпункте Прикулька около станции Итака Томской железной дороги. Точное место его захоронения неизвестно.

Драматурга реабилитировали посмертно в 1955 году. В 1994 году потомки торжественно открыли памятник в его честь в центре Сыктывкара перед Государственным академическим театром имени Савина.

Поделиться статьей: 

 

Интернет-проект о культуре, истории и экономике Республики Коми.