«Никто из композиторов не брался за написание». Разбор оперы «Куратов»

  • Дарья Степаненко
Как слушать оперу «Куратов»

Опера «Куратов» – одно из самых ярких и самобытных музыкальных произведений с использованием мелодики коми языка. Вместе с тем после нескольких представлений в 2009 году она «осела в запасниках театра». В день рождения поэта Ивана Куратова автор оперы Сергей Носков и музыковед Дарья Степаненко по просьбе komiproject отвечают на вопрос, почему опера в честь основоположника коми литературы актуальна и сегодня.

Не все поймут

В истории оперного искусства многие композиторы прославляли национальную культуру своего народа. Например, Михаил Глинка совмещал европейские традиции с народной русской песней, а Рихард Вагнер обращался к старинной германской мифологии. Композиторы Коми создавали национальную оперу своего народа не единожды. Первой попыткой считается опера «Усть-Куломское восстание» 1941 года Александра Воронцова, второй — «Гроза над Усть-Куломом» 1960 года Георгия Дехтярова. Наиболее яркая и самобытная национальная опера с использованием мелодики коми языка и колоритных народных напевов появилась гораздо позже — это опера «Куратов», премьера которой состоялась в 2009 году.

Как рассказал komiproject ее автор Сергей Носков, никто из сыктывкарских композиторов в начале 2000-х не брался ставить оперу по либретто уже покойного Альберта Ванеева. Текст оперы к тому же был полностью написан на коми языке.

— Альберт Ванеев написал либретто «Соловей Пармы» в 70-х годах. Режиссер-постановщик Ия Бобракова (до 2011 года главный режиссёр Государственного театра оперы и балета Республики Коми – прим.) решила найти композитора и поставить эту оперу в начале «нулевых». Ванеев уже умер к этому времени. Ни один из композиторов Союза композиторов Коми в Сыктывкаре не взялся за написание. Я в этом время уже жил в Лондоне. И тут Ия Петровна вспомнила про меня, что я тоже член союза и что ее сын дружит со мной. Она попросила сына найти меня и уговорить. Он приехал в Лондон, привез либретто и от ее имени предложил контракт на написание оперы. Я прочел либретто и пришел в полный восторг от поэзии, но были сомнения по структуре. Попросил время подумать, — вспоминает Носков.

«Структурное решение» появилось спустя несколько месяцев, и Носков отправился в Сыктывкар. 

— Либретто Ванеева по тексту гениальное, по структуре – немного простоватое для современного слушателя. Изменения в либретто сделаны мной с поправкой на время написания. Я ввел туда второй план, добавив русскоговорящих героев. Надо признать, было бы творческим счастьем работать над оперой с ним вместе. К сожалению, он ушел раньше (Ванеев умер в 2001 году), — отметил композитор.

Премьера оперы состоялась уже через полгода – в октябре 2009 года, но стала популярна лишь среди комиязычных слушателей.

— После нескольких представлений, когда ее посмотрели и послушали все, кто понимает коми язык, опера тихо осела в запасниках музтеатра. У дирекции театра были свои представления о репертуаре, куда «Куратов» не вписался категорически, — добавил Носков.

Сегодня основная часть оперы «Куратов» сохранилась на YouTube. 

Арест и две смерти

Опера «Куратов» повествует о трагической судьбе основоположника национальной коми литературы. На сцене зрители наблюдают арест и две смерти: друга Куратова и его самого.

Опера примечательна глубиной и самобытностью языка. Композитор использует в опере все элементы классического оперного жанра: развернутые арии, ансамбли, большие хоровые сцены с танцевальными номерами, небольшие симфонические эпизоды. Образы героев развиваются в процессе оперы, благодаря чему звучание почти каждого во втором акте становится близким слушателю. Например, вначале Куратов только лирический персонаж, он поет любовный дуэт с девушкой Сандрой. В процессе развития в сольных ариях появляются новые качества его характера: стойкость, мужество, любовь к Родине.

В музыке композитор объединил традиционные оперные формы и коми фольклор. Текст либретто и эмоции, заложенные в нем, были так глубоко и тонко переданы из-за родственности коми языка композитору. Сам Носков по национальности коми и коми язык – его первый.

— Можно найти аффекты в инструментальных партиях, может быть, даже неосознанные, поскольку я хорошо знаю и помню коми народные песни, спасибо бабушке. Мелодии сольных и хоровых номеров получились от «эмоций» текста. Они сами просятся в мелодии — это и есть подлинная, авторская, уникальная коми национальная музыка, основанная на мелодике языка, — объясняет Носков.

Любовь и кровь

Автор либретто к опере «Куратов» — Альберт Ванеев — национальный поэт республики. Композитор целиком и полностью в своих творческих исканиях исходил от его текста. Опера идёт на коми языке, но происходящее на сцене поймёт и русскоязычная публика, так как композитор ввёл два персонажа, которые переводили и комментировали происходящее. По сюжету в прологе действие происходит в наши дни, в нем появляется персонаж, создающий либретто оперы об Иване Куратове.

Из его размеренного речитатива мы узнаем о творческом кризисе поэта. Пение сопровождает напряжённая и импульсивная музыка. Второй русскоязычный персонаж — муза поэта, но ее образ вовсе не ангельский. Музыка — резкая и зловещая с танцевальным характером. Такое сопровождение — рояль с духовыми — для традиционной оперы крайне необычное. Ритм и неординарное сочетание инструментов стилистически напоминает джаз. В начале второго акта она подталкивает поэта на трагедию и требует: «Любовь и кровь!», завлекая не на светлую, а на темную сторону.

 

Большое значение в опере играют хоровые сцены, им отводится многофункциональная роль в развитии действия оперы. Композитор использует всевозможные составы хоров: детский, женский, мужской, смешанный. Хор сопереживает событиям — радуется, пляшет, веселится, плачет — то есть в зависимости от действия сюжета проявляет себя по-разному. Примечательны многие из них.

Например, сцена с большим мальчишеским хором, который водит хоровод вначале первого акта. В нем запевает маленький солист — Куратов в детстве, общее пение детей звучит светло, но печально. Внутри сцены — пение матери, которая провожает своего сына на учебу — музыка напоминает лирическую протяжную песню. Сцену замыкает детский хор, который прощается и допевает хороводную.

Очень колоритная сцена второго акта: куплеты политического изгнанника Порфирия Войнаральского, который отбывает ссылку в Усть-Сысольске. Солисту вторит хор и заканчивается номер общим ликованием и торжеством народной плясовой.

Ещё один важный номер — хор-отпевание. В его второй половине несколько пластов звучания: священник монотонно читает молитву и одновременно с ним возвышенное и скорбное пение хора. Дополняет сцену оркестровая постлюдия, она подхватывает мелодию и заканчивает номер драматическим накалом. 

Любовные линии и комедия

В опере развиваются три любовные линии, каждая из них представлена отдельным дуэтом. Дуэт Куратова и Сандры, возлюбленной поэта, вначале веселый и бодрый, но настроение сменяется лирическим сольным пением девушки. Оно звучит нежно и печально.

Вторая любовная линия Павла и Антонины, друзей Куратова — их дуэт более живой и динамичный. Влюблённые спорят, но в итоге приходят к дуэту согласия — одновременно поют песню, основанную на мелодике коми языка.

Третья пара: политический изгнанник Войнаральский и местная девушка Мария.

В опере есть и комедийная жанровость, например, дуэт местного полицейского Левицкого и его товарища Спиридона, другое его название — «Пьяный дуэт» — выглядит смешно, а его герои нелепые и сатиричные.

Одна из лирических кульминацией оперы — терцет девушек с использованием коми фольклора — душевный и проникновенный лирический ансамбль. Звучание трио одно из самых ярких и национально окрашенных в опере из-за мелодики и уникальной интонационности пения. Интересен терцет и по тембровому сочетанию голосов девушек — каждая выделяется, особенно возлюбленная Куратова – Сандра.

Смерть героя

Иван Куратов раскрывается в опере постепенно в сольных, в ансамблевых и в хоровых номерах. Его первая лирическая ария «Коми кыв» (коми язык – прим.) о любви к языку коми. Ее характер и звучание отличаются глубиной и возвышенностью, а оркестр сопровождает нежную мелодию признания. В следующей арии — новая характеристика Куратова. В ее мелодике ощущается отчаяние, музыка предвосхищает грядущую трагическую судьбу героя. Следом и обещанный драматизм: возлюбленная Сандра и пьяница Левицкий в дуэте несогласия — накал прерывает врывающийся в сцену Куратов. Наедине с любимым Сандра поет свою драматическую арию «Эсько бура тай» («Все бы хорошо»).

Либретто «Тайö кыв мем дона, Небыд, мича, гора» — «Этот язык мне дорог, Мягкий, красивый, звонкий»

Строчка из либретто Альберта Ванеева: «Тайö кыв мем дона, Небыд, мича, гора» — «Этот язык мне дорог, Мягкий, красивый, звонкий».

Из-за разногласия с местными властями Иван Куратов вынужден покинуть родной дом и десятилетие скитаться по Азии. В 27 лет он переехал сначала в Казань, где работал полковым аудитором, а позже в Казахстан. Поэт умер в городе Верном (ныне Алматы) в 36 лет от чахотки.

В опере не уточняются обстоятельства гибели героя: на сцене его изображают уже в госпитале, когда он серьезно заболел и в конечном счете умер. Действие происходит не в его родном городе и как бы «является» ему в бреду.

В финале трагическая реминисценция, светлое воспоминание из детства знаменитого литератора — звучит песня матери из первого акта. В финале монолог главного героя — полный душевных терзаний и сердечной тоски, Куратов поет навзрыд. Монолог перерастает в большую хоровую сцену — светлая и торжественная кульминация как вера героя в светлое будущее, свободу и любимый народ коми.

Понравилась статья? Присылайте ваши пожертвования авторам для создания новых материалов. Донаты принимаются на сервисах Boosty и VK.

 

Интернет-проект о культуре, истории и экономике Республики Коми.